ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО АКТА В РУССКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
При определении элемента акта – выражения – возможно употребление дефиниции «оборот речи». Хотя данный детерминант в языкознании имеет не одно значение. Кроме самого выражения, под «оборотом речи» толкуется «говоро-актная структура»: «Языковая сторона фразы – это ее структурная схема (модель конструирования). Своей коммуникационной и экспрессивной функциями, конкретным лексическим заполнением и содержанием, интонационной законченностью и линейной последовательностью слов фраза относится к речи». Говор, по мнению учёных, составляет конструкцию, которое отлично по значению от отдельных лексем. Данного взгляда о том, как речевой акт рассматривается в лингвистике отвлечённой структурой, шаблонность в абстрактности лексем, следуют и следующие учёные: Маслов Ю.С., Сусов И.П., Норман Б.Ю. и др. Ср.: «можно говорить о предложении в широком смысле, или предложении на коммуникативном уровне, имея в виду высказывание, и о предложении в узком смысле, или предложении на синтаксическом уровне, синтаксическом предложении, имея в виду абстрактную формулу». Хотя восприятие речевого акта в лингвистическом ярусе благодаря структурам, системам предполагаема результатом синтеза дефиниций схем, речевого акта и выражения (оборота речи). В.Г. Адмони в своём труде «Типология предложения» отмечает важность подчёркивания и несинтезирования сторон, являющихся зависимыми друг от друга и трансформирующимися между собой в речевом акте, то есть: 1) логико-грамматический аспект, охватывающий «те типы предложения, которые формально различаются по морфологическому облику необходимых членов предложения, причем каждый такой формальный тип обладает своим особым обобщенным грамматическим значением»; 2) модальный аспект, куда автор относит как утвердительную / отрицательную формы предложения, так и «различение предложений по степени достоверности»; 3) аспект полноты предложения, под которым автором понимается наличие или отсутствие в предложении как его главных членов, так и второстепенных членов; 4) место предложения в развернутой речи, наличие «предложений самостоятельных, т.е. грамматически не входящих в более тесные единства с другими предложениями, и предложений несамостоятельных разного рода (сочиненных и членов сложноподчиненных предложений, т.е. главных и подчиненных)»; 5) аспект познавательной установки говорящего («различения предложений в зависимости от различий в той степени важности, которая приписывается говорящим разным компонентам предложения»); 6) коммуникативная задача предложения (повествовательные, побудительные и вопросительные предложения); 7) степень эмоциональности предложения.
Maqola sahifasiga o'tish
Maqola